8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокат отменил уплату утилизационного сбора! Центральная акцизная таможня! Через суд! 2020!

2020-11-20

Адвокат Сергей Москаленко и его команда празднуют победу в Арбитражном суде Московской области по делу о взыскании неуплаченного утилизационного сбора.

ООО на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни по ДТ задекларировано 4 товара.

Вышеуказанный товар выпущен таможней, что подтверждается отметками в графе «С» деклараций под номером 2.10 «Выпуск разрешен», на момент выпуска товара утилизационный сбор ООО не уплачен.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Статьей 24.1 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее — транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

— осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

— осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

— приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пунктом 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

— ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

— которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

— с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 81), согласно которому утверждены:

— Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;

— Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень).

В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1291 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.

Согласно пункту 15 (1) Постановления Правительства Российской Федерации издано постановление от 26.12.2016 № 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.

Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства (шасси), самоходной машины в Российскую Федерацию.

При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.

Иное противоречит требованиям Закона об отходах производства и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.

Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2018 г. № 307-КГ18-11306 по делу № А56-31558/17, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2019 года по делу № А41-105646/18, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2019 года по делу № А51-19738/17, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2019 года по делу № А21-7782/18, Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2018 года по делу № А71-3302/17).

Адвокат Сергей Москаленко указал суду на следующее.

ООО ранее ввезенные в Россию транспортные средства (шасси) в дальнейшем экспортированы в Белоруссию, колесная техника фактически была вывезена, в Белоруссии, где они в настоящее время эксплуатируются, утилизационный сбор уплачен.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 19.07.2019 № 30-П, нормативное содержание статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления позволяет установить, что введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства.

Из содержания положений Закона об отходах производства и потребления, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 № 301-ЭС19-157 по делу № А11-14919/17).

Адвокат Сергей Москаленко рекомендует обращаться за юридической помощью по данной категории дел.


Бесплатная консультация