8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты обязали ДГИ перевести нежилое помещение в жилое через суд!

2018-03-13

АБ «Сергей Москаленко и партнеры» продолжает успешную судебную практику в Арбитражном суде города Москвы против ДГИ г. Москвы. В данном случае, нам удалось обязать ДГИ г. Москвы принять распоряжение о переводе нежилых помещений в жилые в Москве.

ООО обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением на предоставление государственной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» в отношении помещения, находящегося в собственности ООО, расположенного в Москве.

Решением Департамента городского имущества города Москвы Обществу отказано в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на то обстоятельство, что перевод нежилых помещений в жилищный фонд в указанном объекте не предусмотрен, поскольку согласно выписке из ЕГРН, назначение здания — нежилое здание.

Адвокат Сергей Москаленко указал суду и ДГИ г. Москвы на следующее.

Согласно ч. 4, 5, 7 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для использования помещения в качестве жилого, в случае осуществления его перевода из нежилого, является решение уполномоченного органа власти.

В силу п.6 ч. 1, ч.2 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочия на территории города Москвы по переводу нежилых (жилых) помещений в жилые (нежилые) осуществляют органы государственной власти субъекта РФ – города Москвы.

Согласно п. 4.2.73 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения принимается Департаментом городского имущества города Москвы.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Согласно части 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, частью 1 ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу ч.2 ст.24 ЖК РФ, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В части 3 статьи 15 ЖК РФ указано, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из указанной нормы следует, что порядок признания помещения жилым помещением, а равно требования к таким помещениям устанавливается исключительно Правительством РФ в соответствии федеральными законами.

Требования к жилым помещениям установлены в разделе «II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение» (содержащего пункты 9 – 32), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Обязательные требования).

Согласно п. 2.5.1.1.12. Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 27.10.2015 № 692-ПП «О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания» при обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляются следующие заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47:

1) заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47;

2) заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно- эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47;

3) заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

Адвокатом Сергеем Москаленко суду были представлены следующие положительные заключения.

Из заключения ГБУ «МосгорБТИ» следует, что здание соответствует п. 10, 11, 12, 17, 18, 20, 23, 24 Обязательных требований.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (аттестат аккредитации № RA.RU.710045 от 12.05.2015) здание соответствует п. 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Обязательных требований.

Согласно акту санитарно-эпидемиологической экспертизы, составленному ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ», нежилые помещения соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно заключению, выданному ООО «Экспертиза и Консультирование» здание соответствует п. 16, 19 Обязательных требований.

Таким образом, у Департамента городского имущества отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении Обществу государственной услуги.

АБ «Сергей Москаленко и партнеры» рекомендует собственникам нежилых помещений (апартаментов) в городе Москве обращаться в бюро по вопросу перевода нежилых помещений в жилые, в том числе через суд.

Бесплатная консультация