8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты обязали ДГИ предоставить договор аренды земельного участка (ВРИ земельного участка, распоряжение об изменении ВРИ)

2018-10-18

АБ «Сергей Москаленко и партнеры» празднует очередную победу в споре с ДГИ г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельных участках» в Арбитражном суде города Москвы.

Как следует из материалов дела, решением, оформленным письмом, на основании п. 2.9.1.5 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП, со ссылкой на ст. 42 ЗК РФ и Закон города Москвы от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» Департамент имущества города Москвы приостановил рассмотрение вопроса о предоставлении государственной услуги.

В соответствии с пунктом 2.9.1.5. Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) адреса земельного участка, а также в случае если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предоставление государственной услуги Департаментом было приостановлено на срок устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

При этом в письме Департамент указал, что после внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости и получения Департаментом выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащей актуализированные сведения, необходимые для оказания государственной услуги, Департамент вернется к рассмотрению запроса ООО.

Департаментом издано распоряжение «Об утверждении адреса и изменении разрешенного использования земельного участка», которым: утвержден адрес земельного участка; установлено разрешенное использование земельного участка: банковская и страховая деятельность (4.5); охрана природных территорий (9.1).

При этом указанное распоряжение было направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве для внесения соответствующих изменение в данные Единого государственного реестра недвижимости, однако до настоящего времени указанные изменения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внесены не были.

Адвокат Сергей Москаленко обратил внимание суда на следующие обстоятельства и нормы Закона.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) и статьей 17 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» использование земли в городе Москве является платным (в форме земельного налога или арендной платы).

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

На основании п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В соответствии с п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

Согласно п. 7 ст. 39.20 ЗК РФ в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

Согласно п. 2.9.1.5 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП, основанием для приостановления предоставления государственной услуги является внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) адреса земельного участка, а также в случае если Департаментом издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 2.9.1.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 06.02.2018 № 48-ПП).

Ответчиком в суд не представлено материалов, подтверждающих передачу в Росреестр Распоряжения с целью уточнения сведений ЕГРН (хотя на момент судебного заседания с момента выпуска распоряжения прошло более 3 месяцев).

Согласно п.2 ч.1 ст.32 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Одновременно ст. 34 указанного закона предусмотрено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Ответчиком не подтверждено не только направление в Росреестр документов для изменения вида разрешенного использования Участка, но и совершение каких-либо действий в том случае, если Росреестр отказал во внесении в ЕГРН сведений.

Согласно п.11 ст.34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Таким образом, названное в пояснениях ДГИ основание для издания Распоряжения также не имеет нормативного обоснования, поскольку, как отмечалось, вид разрешенного использования Участка был установлен значительно ранее утверждения Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 классификатора.

АБ «Сергей Москаленко и партнеры» предлагают юридическим и физическим лицам обращаться в бюро по вопросу признания отказов ДГИ г. Москвы незаконными.

Бесплатная консультация