8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты обжаловали отказ ДГИ Москвы (схема расположения земельного участка)

2016-10-20

Арбитражный суд города Москвы вынес решение о признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным и обязал ДГИ г. Москвы согласовать схему расположения земельного участка.

Клиент адвокатского бюро «Сергей Москаленко и партнеры» (ООО) обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с запросом о предоставлении государственной услуги: «Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории» в отношении земельного участка.

Основанием для обращения с указанным запросом явилась необходимость оформления ООО земельных правоотношений в виде аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности ООО. На основании Договора купли-продажи, заключенного с Фондом имущества г. Москвы ООО на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

— Нежилые помещения, общей площадью (в совокупности) более 5 000 кв.м. (1960-1980 годов постройки).

В настоящий момент земельные правоотношения на земельный участок, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости, не оформлены.

В целях оформления земельных правоотношений, в соответствии с предусмотренным статьей 36 ЗК РФ порядком ООО обратилось в уполномоченный орган с соответствующим запросом.

Предоставление указанной государственной услуги осуществляется департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.4. Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012г. № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы (далее также именуемое «Административный регламент»).

Департамент принял решение об отказе в предоставлении указанной государственной услуги, о чем ООО уведомлено письмом.

В обоснование решения об отказе в предоставлении указанной государственной услуги департамент сослался на п. 2.10.1.2. Административного регламента и Постановление Правительства Москвы от 03.07.2007 №575-ПП «О дополнительных мерах по реализации Постановления Правительства Москвы от 30.11.2004г. №824-ПП «О выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха «Сокольники», «Измайлово» и «Фили», в соответствии с которым объекты, подлежат выводу с территории парка культуры и отдыха.

ООО, полагая вынесенное решение об отказе в предоставлении указанной государственной услуги незаконным и необоснованным, обратилось в Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры», для обжалования отказа ДГИ г. Москвы.

Адвокаты Сергей Москаленко и Дмитрий Утесов подготовили следующую правовую позицию по делу.

Земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости общества, расположен в границах территории земельного участка площадью 515,7068 га с кадастровым номером 77:03:0001001:57 (Категория земель: земли населенных пунктов), предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному автономному учреждению культуры г. Москвы.

Указанные объекты недвижимости находятся на территории ПКиО. Границы ПКиО  установлены Постановлением Правительства Москвы от 08.01.1997 г. №13 «Об утверждении генеральных планов развития и реконструкции МПКиО.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.04.2009 г. № 367-ПП «Об образовании особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха, объекты недвижимости ООО находятся на территории природного комплекса №1 Восточного административного округа города Москвы «Лесопарк, что отражено на Схеме границ объекта природного комплекса № 1 Восточного административного округа города Москвы (Приложение 2 к указанному Постановлению).

Пунктом 1. вышеуказанного Постановления образована особо охраняемая природная территория регионального значения «Природно-исторический парк площадью 229,2 га, в состав которой включена часть территории объекта природного комплекса № 1 Восточного административного округа города Москвы. Границы и схема границ указанной особо охраняемой природной территории отражены в Приложении 1 указанного Постановления.

В соответствии с п.2. ст. 14 Закона г. Москвы от 26.09.2001г. №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть предоставлены в пользование юридическим лицам на основании решения Правительства Москвы.

Однако, объекты недвижимости ООО не находятся в пределах указанной особо охраняемой природной территории. Объекты расположены вне границ особо охраняемой природной территории согласно Описанию и Схеме границ особо охраняемой природной территории регионального значения «Природно-исторический парк (Приложение 1 к указанному Постановлению).

Объекты недвижимости общества были построены и приобретены им в собственность до даты учреждения ГАУК г. Москвы «Парк культуры и отдыха, до принятия Постановлением Правительства Москвы от 28.04.2009 г. № 367-ПП проекта планировки территории Парка культуры и отдыха, а также до принятия Постановлений Правительства Москвы от 03.07.2007 №575-ПП и от 30.11.2004г. №824-ПП о выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха.

Ранее, земельные правоотношения на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости ООО, были установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на соответствующий момент. Так, в соответствии с решением окружной комиссии, поставлен на учет земельный участок площадью 0.3920 га по адресу: г. Москва, для эксплуатации помещений.

Территориальным объединением регулирования землепользования Восточного административного округа (ТОРЗ ВАО) заявителю была выдана Декларация о факте использования земельного участка площадью 0,3920 га с приложением плана-схемы земельного участка.

После введения в действие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, общество неоднократно письменно обращалось в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в области землепользования, в целях оформления земельных правоотношений, но получал отказы со ссылкой на Постановление Правительства Москвы № 575-ПП от 03.07.2007 «О дополнительных мерах по реализации Постановления Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. № 824-ПП «О выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха».

Согласно п.2 и п. 3 ст.22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным кодексом.

В силу ч. 1 ст.5 52 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.

В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ, юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. При этом юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.

Исходя из вышеизложенного вышеуказанным положением земельного законодательства закреплено исключительное право на оформление земельных правоотношений в виде аренды земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости ООО.

Вместе с тем, включение объектов недвижимости ООО в перечень объектов подлежащих выводу с территории ГУК города Москвы Парк культуры и отдыха не может являться препятствием в реализации ООО своих прав, предоставленных в силу прямого указания п. 1. ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Кроме того до настоящего времени не предпринято никаких действий, направленных на выкуп принадлежащих ООО на праве собственности объектов недвижимого имущества, а непринятие соответствующих своевременных мер по выводу зданий с территории парка не должно создавать правовой неопределенности при использовании ООО земельного участка, на котором располагаются принадлежащие ему здания.

В силу положений Земельного кодекса РФ, ООО, как землепользователь обязан оформить земельно-правые отношения на используемый им земельный участок.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ суд может признать недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, незаконными решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного правового акта государственного органа власти в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со ст.4 АПК РФ и ст. 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В результате суд решил: обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить и выдать ООО схему расположения земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнёры» приглашает собственников недвижимого имущества находящихся на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, обращаться в бюро по делам о признании отказов ДГИ г. Москвы незаконными (государственная услуга: «Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории»).

Бесплатная консультация