8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты обжаловали решение ФТС России (изъятие допуска к МДП)

2017-03-04

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» на постоянной основе защищает интересы перевозчиков в арбитражных судах по вопросу обжалования решений Федеральной таможенной службы формализованных в письмах «Об изъятии допуска к процедуре МДП».

Изъятие допуска к МДП (TIR) наносит серьезный экономический ущерб перевозчику, практически закрывается возможность осуществлять деятельность в области международных перевозок на выгодных, льготных условиях.

По данной категории дел адвокаты запрашивают Ассоциацию Международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) на предоставление отзыва по делу в пользу перевозчика.

ФТС письмом «Об изъятии допуска к процедуре МДП» направляет в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) список российских транспортных компаний, у которых на основании пункта 4 статьи 6 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. (далее — Конвенция МДП) должен быть изъят допуск (доступ) к процедуре МДП.

Основанием для изъятия допуска (доступа) к процедуре МДП у перевозчиков как правило служат сведения, представленные таможенными органами о неоднократном привлечении перевозчика к административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Полномочия ФТС России на допуск (доступ) к процедуре МДП, а равно и его изъятие у перевозчиков на основании неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства установлены нормами Положения о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, утвержденного совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 1 сентября 1999 г. № 61, 591 «О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.» (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 1999 г. peг. № 1953) (далее — Положение о порядке допуска).

Согласно пункту 4 Положения о порядке допуска ГТК России (в соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГТК России преобразован в ФТС России) в течение трех недель со дня получения соответствующих документов из АСМАП проверяет отсутствие у перевозчика серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил и сообщает в АСМАП результаты проверки не позднее недели после ее проведения.

ФТС России систематически проводит мониторинг перевозчиков, имеющих допуск к процедуре МДП, на соответствие минимальным условиям и требованиям, изложенным в части II приложения 9 к Конвенции МДП, по результатам которого и принимает решения об изъятии допуска (доступа) к процедуре МДП.

В соответствии с пунктом 5.66 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе», обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Конвенция МДП, являющаяся основополагающим документом о глобальной системе таможенного транзита, обладает всеми признаками международного договора и является обязательной для Российской Федерации в силу правопреемства Российской Федерации по всем обязательствам СССР в международных правовых отношениях.

В соответствии с комментариями к статье 38 Конвенции МДП, касающимися исключения национального перевозчика из режима МДП, для исключения из режима МДП национального перевозчика, виновного в серьезном нарушении таможенных правил, совершенном на территории страны, где они имеют постоянное местопребывания или учрежден, таможенным органам рекомендуется использовать также положения пункта 4 статьи 6 и пункта 1 d) части II приложения 9, а не только положения пункта 1 статьи 38 Конвенции МДП.

Таким образом, ФТС России, в рамках предоставленных ей полномочий, при принятии обжалуемого решения были правомерно применены положения пункта 4 статьи 6 и пункта 1 d) части II Приложения 9 Конвенции МДП.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Конвенции МДП разрешение на доступ к процедуре МДП предоставляется только тем лицам, которые удовлетворяют минимальным условиям и требованиям, изложенным в части II приложения 9 к Конвенции МДП.

Без ущерба для статьи 38 Конвенции МДП это разрешение изымается, если соблюдение критериев, указанных в части II приложения 9 к Конвенции МДП, больше не обеспечивается.

Согласно части II приложения 9 к Конвенции МДП минимальные условия и требования, которые должны соблюдаться лицами, желающими получить доступ к процедуре МДП, являются: доказательства, подтверждающие наличие опыта или, по крайней мере, возможностей заниматься регулярными международными перевозками; устойчивое финансовое положение; доказательства, подтверждающие наличие знаний в области применения Конвенции МДП; отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил или налогового законодательства; положение в письменной декларации об обязательствах перед объединением (АСМАП).

В соответствии с определением ВАС РФ от 07.12.2010 года № ВАС-16529/10, судам необходимо оценивать обстоятельства, послуживших основанием для вынесения ФТС России решения об изъятии допуска (доступа) к процедуре Международных дорожных перевозок, а именно неоднократность привлечения перевозчика к административной ответственность и серьезность последствий совершенных правонарушений.

В Определении Верховный Суд Российской Федерации указал, что неоднократность нарушения норм таможенного или налогового законодательства сама по себе не может являться основанием для лишения допуска к процедуре МДП.

Необходимо учитывать, насколько серьезный характер носят нарушения и насколько существенный вред причиняют общественным отношениям, исходя из необходимости обеспечения баланса интересов сторон спорных правоотношений, в том числе государства, заинтересованного в участии отечественных перевозчиков в международных дорожных перевозках и создании условий для их конкурентоспособности в указанной сфере международных услуг, на что, среди прочего, было направлено присоединение Российской Федерации к нормам Конвенции.

Как правило, учитываются административные правонарушения предусмотренные статьями 16.12, 16.16, 16.10, 19.7 КоАП РФ.

Адвокаты готовят правовую позицию для суда в защиту перевозчика.

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» предлагает перевозчикам обращаться в бюро по вопросу обжалования решений ФТС России об изъятии допуска к МДП.

Бесплатная консультация