8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты отменили предписание Госинспекции Москвы

2016-11-11

Арбитражный суд города Москвы признал недействительным предписание Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, выданное негосударственному образовательному учреждению.

Интересы НОУ в суде представлял адвокат Сергей Москаленко.

Согласно Положению о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 184-ПП государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее — Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, кроме зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия (далее — объекты нежилого фонда), муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее — земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее — установленная сфера деятельности).

Госинспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.2.1. По вопросам ведения производства по делам об административных правонарушениях в области использования земель и объектов нежилого фонда.

4.2.3. О проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам использования земель и объектов нежилого фонда в порядке, установленном федеральным законодательством.

Пункт 2 статьи 2 Закона города Москвы № 17 от 03.06.2009г., определяет понятие «проверки использования объекта недвижимости», под которым понимается совокупность действий должностных лиц уполномоченного органа по рассмотрению документов юридического, физического лица и обследованию объекта недвижимости для оценки соблюдения юридическим, физическим лицом обязательных правовых, организационных, технических и иных требований по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими и разрешительными документами, проектной и иной документацией.

В основные задачи и функции Госинспекции по недвижимости входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (п.2 ст.8 Закона № 17 от 03.06.2009г.).

В рамках осуществления контрольных полномочий при выявлении фактов ненадлежащего использования объектов нежилого фонда и земельных участков сотрудники Госинспекции, на которых в соответствии с их должностными регламентами возложены контрольно-инспекционные функции, наделены следующими правами:

— составления акта проверки, акта обследования, протокола об административном правонарушении;

— выдачи требования или предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения;

— обращаться в правоохранительные органы за оказанием помощи в пресечении действий, препятствующих их законной деятельности;

— направлять информацию в органы исполнительной власти для принятия мер гражданско-правового характера.

Как следует из представленных документов, 27 октября 2015 года главным инспектором Оперативно-контрольного управления Госинспекции по недвижимости Субхангуловым Р.А. вынесено обжалуемое предписание, в связи с выявлением правонарушения п. 11 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.5 КоАП Москвы.

Суд учитывает, что оспариваемое предписание ответчика по своей правовой природе являются ненормативным правовым актом подлежащими оценке в соответствии с требованиями главы 24 АПК РФ.

В соответствии ч 1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 11 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007г. № 48 Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать ограничения доступа на земли общего пользования на территории города Москвы.

Доказательств, на основании которых административным органом сделан вывод, о нарушении Негосударственным образовательным учреждением п. 11 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» административным органом не представлено.

Кроме этого, суд учел, что предписание представляет собой обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нормативных нарушений, выдаваемое физическому или юридическому лицу (его представителю) должностным лицом (лицами), осуществляющим (осуществляющими) мероприятие по контролю.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2014г. № 851 утверждена форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, согласно которой в предписании должно содержаться описание нарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка (при наличии), где допущено нарушение, наименования нормативных правовых актов, ссылки на структурные единицы таких актов, требования которых были нарушены, и установленная за это ответственность.

В рассматриваемом случае оспариваемое предписание не конкретизировано, поскольку не содержит описания правонарушения и указаний мероприятия по его устранению.

Кроме того, Госинспекцией не доказан факт вынесения оспариваемого предписания уполномоченным лицом.

На основании вышеизложенного, оспариваемое предписание не может быть признано законным.

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» предлагает юридическим лицам обращаться в бюро по вопросу отмены предписаний Госинспекции Москвы (п. 11 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.5 КоАП Москвы).

Бесплатная консультация