8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты отменили штраф ГУ МЧС России по Московской области (ст. 20.4 КоАП РФ)

2016-10-21

Арбитражный суд города Москвы признал незаконным и отменил постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области о привлечении ФГУП к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения военной прокуратуры Балашихинского гарнизона совместно с сотрудниками Отдела надзорной деятельности по городу Реутов ГУ МЧС России по Московской области проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП.

По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в административном здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуаций (п.4 НПБ 110-03); в складских зданиях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуаций (п.4 НПБ 110-03); отсутствуют автоматические установки пожаротушения (п.14 НПБ 110-03, табл.1, п.2); не предоставлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 ФЗ № 123); территория предприятия не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением (п. 55 ППР, п.2.16 СНиП 2-04-02-84); помещения не оборудованы аварийным освещением (п.7.74 СНиП 23-05-95).

Военным прокурором Балашихинского гарнизона Дюдиным В.Б. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, копия постановления получена ФГУП.

Заместителем главного государственного инспектора города Реутов и города Железнодорожного по пожарному надзору вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности, а дальше — постановление, которым ФГУП признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 155 000 руб.

ФГУП обратилось в АБ «Сергей Москаленко и партнеры» за юридической помощью по отмене постановления МЧС по Московской области.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах, в которых также указано на то, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

К числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).

Из содержания ст.ст. 25.4, 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии законного представителя юридического лица. В отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности дело может рассматриваться лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица, о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, административный орган, согласно ст.ст.25.4, 28.2 КоАП РФ, составляя протокол об административном правонарушении, вынося постановление, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность участвовать при их составлении, вынесении, что является гарантией предоставления прав и защиты законных интересов этого лица.

Вместе с тем, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие представителя заявителя.

При этом административным органом не представлено доказательств уведомления заявителя о времени и месте вынесения постановления.

Каких-либо доказательств  надлежащего извещения ФГУП о возбуждении дела об административном правонарушении в целях обеспечения последнему возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, установленный порядок привлечения заявителя к административной ответственности в данном случае административным органом не соблюден.

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» предлагает коммерческим организациям и унитарным предприятиям обращаться в бюро за юридической помощью по делам об оспаривании постановлений МЧС о привлечении к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ.

Бесплатная консультация