8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты отменили требование Госинспекции Москвы

2016-11-11

В ходе проведения обследования на участке по адресу: г. Москва, госинспекцией установлено, что ОАО допущено нарушение, выразившееся в ограничении доступа на земельный участок общего пользования путем установки металлических ворот и бетонного забора.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в адрес ОАО требования об устранении административного правонарушения, а также для принятия постановления, которым ОАО признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в ограничении доступа на земельный участок общего пользования, и привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.5 Закона г.Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

В соответствии с п. 4.2.2 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 г. № 184-ПП «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы» Госинспекция принимает решения о выдаче предписания (требования) об устранении выявленного нарушения в установленной сфере деятельности и продлении срока его исполнения.

В соответствии с п. 1.10.7 Постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 № 282-ПП «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель лица, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, обязаны исполнять в установленный срок предписания (требования) об устранении выявленных нарушений в области использования земель и объектов нежилого фонда.

Судом установлено, что требование не обладает признаками конкретности и исполнимости, в Требование отсутствует ссылка на нормы права, которые нарушены ОАО и которые возлагали бы обязанности на Общество, также Госинспекция по недвижимости не конкретизирует, какие именно действия должен совершить заявитель для устранения допущенных нарушений. Таким образом, в Требовании отсутствуют критерии, по которым будет оцениваться исполнение данного Требования.

Неопределенность содержания Требования порождает ситуацию правовой неопределенности между органом и лицом, которому оно адресовано, что в свою очередь, не соответствует принципу законности в действиях государственных органов.

Кроме того, установив в Требовании срок для устранения нарушения до 31.01.2016г., Госинспекция по недвижимости заведомо делает требования об устранении нарушения неисполнимыми, в частности как указано выше, административный орган не указывает, какие именно действия по устранению нарушения, в каком объеме, должно произвести общество в указанный срок.

В Требовании Госинспекция по недвижимости указывает, что нарушение выразилось в допущении «ограничения доступа на земельный участок общего пользования».

Следовательно, в целях определения законности указанного требования в первую очередь следует установить:

— является ли земельный участок земельным участком общего пользования, имеет ли место фактическое ограничение доступа на данный земельный участок, кем допущено ограничение доступа на земельный участок, если оно имеет место.

Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

По смыслу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ) и межеванию (ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Земельный участок не имеет назначения, указанного в п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

В целях установления границ земельного участка было проведено межевание земельного участка и Межевой план земельного участка был сдан в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии с п.2 Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы земельному участку с адресными ориентирами установлен вид разрешенного использования «деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.)».

Согласно п.5 указанного Распоряжения Департамент городского имущества города Москвы выразил согласие на предоставление земельного участка с адресными ориентирами на праве аренды для эксплуатации административного здания.

В кадастровом паспорте земельного участка, выданном ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», также указан вид разрешенного использования «Деловое управление» (п.И).

Пунктом 1 ст. 8 Закона г. Москвы № 48 от 19.12.2007г. «О землепользовании в городе Москве» установлено, что земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков.

Пункт 1 ст. 23 Закона г.Москвы № 48 подтверждает, что передача земельного участка в частную собственность, а также оформление иных прав на земельный участок осуществляются после формирования этого земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством, на основании установленного градостроительного регламента с определением вида использования земельного участка из числа разрешенных, а также обременении земельного участка и ограничений его использования.

В соответствии с п.1 ст.21 Закона города Москвы от 28.06.1995г. «Устав города Москвы» на территории города Москвы не подлежат отчуждению земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, установленными федеральными законами и законами города Москвы.

Согласно п.3 ст.129 Гражданского Кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Исходя из п.1 ст.27 Земельного Кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу того, что Департаментом имущества города Москвы принято решение о предоставлении земельного участка Обществу на праве аренды, следовательно, данный земельный участок не является ограниченным в обороте, в отношении данного участка получено разрешение на проведение межевания, земельный участок поставлен на кадастровый учет, он не входит в перечень земельных участков, перечисленных в п.1 ст.21 «Устава города Москвы», п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Законом города Москвы № 8 от 21.03.2007 г. «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы» установлен перечень земельных участков, которые отнесены данным Законом к улично-дорожной сети, то есть к землям общего пользования, исходя из п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ.

Согласно данному перечню земельный участок отсутствует в перечне земельных участков улично-дорожной сети, следовательно, не является земельным участком общего пользования.

Таким образом, земельный участок, не относится к землям общего пользования, доказательства подтверждающие обратное, Госинспекцией по недвижимости не представлены.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в Требовании об устранении административного правонарушения не указаны основания, по которым административный орган пришел к выводу о том, что земельный участок относится к землям общего пользования, равно как и не приведены доказательства изменения целевого назначения земельного участка, по сравнению с указанным в Распоряжении Департамента городского имущества города Москвы.

Учитывая вышеизложенное, выводы административного органа об отнесении земельного участка к землям общего пользования являются необоснованными.

В оспариваемом Требовании отсутствует ссылка на нормы права, которые нарушены ОАО  и которые возлагали бы обязанности на Общество, также Госинспекция по недвижимости не конкретизирует какие именно действия должен совершить заявитель для устранения допущенных нарушений.

Таким образом, в Требовании отсутствуют критерии, по которым будет оцениваться его исполнение. Неопределенность содержания Требования порождает ситуацию правовой неопределенности между органом и лицом, которому Требование адресовано, что, в свою очередь, не соответствует принципу законности в действиях государственных органов.

Доказательства и доводы, опровергающие данный довод ОАО, в отзыве Госинспекции по недвижимости отсутствуют.

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» предлагает юридическим лицам обращаться в бюро по вопросу отмены требований и признании их незаконными (Госинспекция по недвижимости Москвы).

Бесплатная консультация