8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Адвокаты признали незаконным решение Московской областной таможни (возврат НДС)

2016-10-10

Арбитражный суд города Москвы признал недействительным решение Московской областной таможни, оформленное письмом и обязал Московскую областную таможню в течении месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата суммы излишне уплаченного НДС.

Интересы общества представляли адвокаты адвокатского бюро «Сергей Москаленко и партнеры».

Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговыми контрактами ООО ввезены товары –медицинские изделия. Указанные товары были задекларированы в регионе деятельности Московской областной таможни (далее — МОТ) по декларациям на товары.

В отношении этих товаров при таможенном декларировании Обществом осуществлена уплата налога на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 18%.

Вместе с тем, Общество считает, что на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и постановления Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 которым утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, заявленные в ДТ медицинские изделия не подлежат обложению НДС.

В связи с тем, что в отношении ввезенных медицинских изделий Обществом был уплачен НДС по ставке 18%, возникла излишняя уплата таможенных платежей по ДТ.

Общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей с приложением полного пакета документов, предусмотренных частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).

Однако решением Московской областной таможни, оформленным письмом, заявление Общества возвращено без рассмотрения.

Как следует из письма таможенного органа, в комплекте документов, представленных к заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС по декларациям на товары.

Исходя из письма таможни, в случае, когда исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в декларации на товары, документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, может являться оформленная корректировка декларации на товары.

Также согласно письму таможни основанием для отказа в рассмотрении заявления Общества по существу послужили различия в терминологии, указанные в постановлении Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 и регистрационных удостоверениях, представленных Обществом при таможенном декларировании медицинских изделий.

Так, таможней указано, что согласно данному постановлению Правительства РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

В связи с этим, по мнению таможни, для предоставления льготы по уплате НДС необходимо подтверждение назначения ввозимых товаров в качестве изделий медицинской техники.

Указанные обстоятельства послужили причиной для обращения ООО в адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры».

Адвокаты бюро подготовили следующую правовую позицию по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пп. 2 ст. 150 НК РФ и пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Указанные положения применяются при представлении в таможенные органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

В данной редакции пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ действует с 1 января 2014 (п. 2 ст. 64 Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ).

Прежней редакцией указанной нормы от налогообложения освобождалась реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

Это изменение согласно пояснительной записке к Федеральному закону от 25.11.2013 № 317-ФЗ вызвано необходимостью привести к единообразию употребляемые в различных нормативных правовых актах терминологию и понятия, введенные Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323-ФЗ).

Законом № 323-ФЗ вместо ранее применявшихся понятий «медицинская техника» и «изделия медицинского назначения» введено понятие «медицинские изделия».

Пунктом 1 статьи 38 Закона № 323-ФЗ «медицинские изделия» определены как: «любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека».

Аналогичное определение «медицинских изделий» содержится в пункте 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416.

Исходя из приведенного определения, понятие «медицинское изделие» является общим и включает в себя «медицинскую технику» и «изделия медицинского назначения».

Данный вывод подтверждается также рядом иных нормативных правовых актов. Например, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. предусмотрено:

«Государства-члены создают в рамках Союза общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники), основанный на следующих принципах … принятие единых правил в сфере обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники)…»(подп. 3 п. 1 ст. 31), «функционирование общего рынка медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Союза осуществляется в соответствии с международным договором в рамках Союза с учетом положений статьи 100 настоящего Договора» (п. 2 ст. 31).

В соответствии с пп. 1 п. 2 с. 149 НК РФ в предыдущей редакции постановлением Правительства -РФ от 17.01.2002 № 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС.

В отличие от пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ в указанное постановление изменения, направленные на приведение к единообразию терминологии и понятий, на дату таможенного декларирования спорных товаров не были внесены.

Однако, не приведение положений постановления Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 в соответствие правовым нормам пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ), имеющим большую юридическую силу, не может являться достаточным правовым основанием для неисполнения пп. 1 п. 2 ст. 149 и пп. 2 ст. 150 НК РФ и лишения налогоплательщика права на освобождение от налогообложения ввоза медицинских изделий, если это право прямо предусмотрено для них указанными положениями НК РФ.

Предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 149 и пп. 2 ст. 150 НК РФ освобождение от НДС ввоза важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий не исключает, а наоборот, включает освобождение от НДС ввоза важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (являющейся медицинскими изделиями согласно определению, содержащемуся п.1 ст. 38 Закона № 323-ФЗ), перечень наименований которых утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19.

В Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 (далее — Перечень), включены, в частности:

• приборы для функциональной диагностики измерительные — код ОКП 94 4100 (пункт 9 Перечня);

• приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных) — код ОКП 94 4200 (пункт 10 Перечня);

• приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройство для замещения функций органов и систем организма — код ОКП 94 4400 (пункт 14 Перечня).

При этом необходимо учитывать принцип построения Общероссийского классификатора продукции ОК-005-93.

Как разъяснено Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 25.032002 № 2510/2698-02-23 «О принадлежности отдельных видов медицинской техники к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники», принадлежность медицинской техники к данному перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.

На первой ступени классификации данного классификатора располагаются классы продукции (XX 0000), на второй — подклассы (XX Х000), на третьей — группы (XX XX00), на четвертой — подгруппы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ). Таким образом, перечисленные в перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций должны освобождаться от налога на добавленную стоимость.

Из этого следует, что Перечень распространяется на всю продукцию, относящуюся, например, к кодам ОКП 94 4100, 94 4200, 94 4400, в том числе товары с кодами ОКП 94 4180, 94 4220, 94 4280, 94 4460.

Согласно примечанию 1, к указанному выше Постановлению Правительства РФ к перечисленной в Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.

Таким образом, для освобождения от НДС необходимым и достаточным является представление регистрационного удостоверения, выданного в установленном порядке, с указанием кодов ОКП, предусмотренных Перечнем.

Таким образом, ввезенные Обществом товары относятся к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.

Какое-либо несоответствие терминологии в нормативных правовых актах при тождественности содержания соответствующих понятий не может приниматься как ограничивающее применение таких нормативных актов к конкретным правоотношениям. Само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по налогу на добавленную стоимость.

Соответственно, право Общества на применение льготы по уплате НДС в отношении ввезенных медицинских изделий подтверждено указанными выше документами.

Факт не заявления Обществом налоговых льгот при осуществлении таможенного декларирования указанных товаров не имеет правового значения, поскольку действующее законодательство не связывает право на получение льготы со сведениями, которые указаны в таможенной декларации и не ограничивает реализацию этого права стадией таможенного декларирования. Указанная позиция поддержана судебными органами, в том числе Московского региона (например, дела № А41-8508/2011, А40-109138/2010, А40-80100/2012 и др.)

Излишне уплаченные суммы были идентифицированы Обществом в качестве конкретных видов и сумм НДС в отношении конкретных товаров, а, следовательно, у Общества имеется право на возврат этих денежных средств.

Как следует из оспариваемого решения Московской областной таможни, изложенного в письме, в комплекте документов, представленных Обществом с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты. При этом таможня не указывает, какие документы, подтверждающие этот факт, должны быть представлены с заявлением. В письме таможни указано, что в качестве такого документа может являться корректировка декларации на товары.

Вместе с тем, Обществом одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенным платежей в таможню были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Таможенном союзе» (далее — Закон №311-ФЗ), в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС.

В соответствии со статьями 89 и 90 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов таможенного союза.

Согласно статье 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. В силу положений части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ во взаимосвязи с частями 4-7 статьи 122 Закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов юридическими лицами должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов,

подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

4) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

5) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

6) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

7) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

8) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

9) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

В качестве платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, подлежащих возврату, Обществом представлены заверенные надлежащим образом копии чеков.

Таможенное законодательство не устанавливает точного перечня документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей. В качестве таких документов Обществом были представлены: заверенные копии регистрационных удостоверений, выданных Росздравнадзором, деклараций о соответствии, заверенные копии таможенных деклараций и письменные обоснования факта излишней уплаты с указанным в нем расчетом сумм излишне уплаченного НДС.

Наличие у Общества регистрационных удостоверений на медицинские изделия, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, является достаточным основанием для идентификации товара, ввозимого Обществом, и отнесения его к соответствующей категории, позволяющей применить налоговую льготу в соответствии с действующим законодательством.

Одновременно с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств Обществом представлены нотариально заверенные копии учредительных документов, указанных в части 4 статьи 122 Федерального закона.

Таким образом, при подаче заявления в Московскую областную таможню Обществом в полном объеме соблюдены требования статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

Корректировка декларации на товары, на представление которой указывает таможенный орган в оспариваемом Обществом решении, не предусмотрена ни ч. 2 ст. 147 Закона № 311-ФЗ, ни ТК ТС в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.

Обязанность корректировки деклараций на товары исключительно самим декларантом не вытекает из действующего таможенного законодательства.

Внесение изменений в декларацию на товары является правом, а не обязанностью декларанта. В силу таможенного законодательства (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289) такие сведения могут быть изменены таможенным органом, как по инициативе декларанта, так и по инициативе самого таможенного органа на основании соответствующего решения. При этом если декларант отказывается вносить изменения в ДТ, таможенный орган самостоятельно заполняет корректировку декларации на товары.

В связи с этим отсутствие корректировки декларации на товары не может быть положено в обоснование, оставления заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов без рассмотрения.

Аналогичная позиция подтверждается Постановлениями ВАС России от 07.02.2012 № 11873/11 по делу № А07-14548/2010 ив определениях ВАС России от 07.06.2012 № ВАС-6560/12 по делу № А40-56194/11-106-215, от 23.11.2012 № ВАС-3/12 по делу № А40-1632/11-146-16, от 13.04.2012 № ВАС-3799/12 по делу № А51-6349/2011, постановлениях ФАС Московского округа от 21.08.2012 по делу № А40-117686/11-2799, от 18.07.2012 по делу № А40-1632/11-146-16, от 29.10.2012 по делу № А40-27179/12, от 17.07.2014 по делу № А40-122965/13, от 24.06.2014 по делу № А40-121179/13 и др.

Кроме того, Общество ранее обращалось на Каширский таможенный пост Московской областной таможни с заявлениями о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в части заявления освобождения от уплаты НДС в отношении ввезенных медицинских изделий (приложение № 7).

Однако таможенным органом отказано Обществу в регистрации корректировки декларации на товары на том основании, что представленные в комплекте регистрационные удостоверения выданы на медицинские изделия, а не на медицинскую технику.

Суть отказов состояла в том, что новый термин «медицинские изделия», в котором фактически объединены понятия, используемые в пп. 1 п. 2 ст. 149, пп. 2 ст. 150 НК РФ, который введен статьей 38 Закона 323-ФЗ, противоречит терминологии, используемой в постановлении Правительства РФ от 17.02.2002 № 19. В указанном постановлении применяется термин «медицинская техника». Т.е. в оспариваемом Обществе решении об отказе в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченного НДС таможней указано такое же основание, как и в отказах о корректировке таможенных деклараций на такие же товары.

С учетом изложенного суд считает, что решение Московской областной таможни, оформленное письмом, которым возвращено без рассмотрения заявление Общества о возврате излишне уплаченного НДС в отношении ввезенных медицинских изделий, является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Обществом был представлен в таможню полный комплект документов, предусмотренных ст.147 Закона, а сведения, содержащиеся в заявлении Общества, были достаточны для выявления суммы излишней уплаченной таможенной пошлины.

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» предлагает импортерам (декларантам), участникам ВЭД, медицинских изделий обращаться в бюро по делам о возврате уплаченного НДС и признании незаконным решения таможни (медицинские изделия, относящиеся к важнейшим и жизненно необходимым).

Бесплатная консультация