8 (495) 999-16-11

МЕНЮ
Архивы

Суд с Департаментом городского имущества Москвы (ДГИ Москвы)

2016-11-20

Арбитражный суд города Москвы принял решение признать незаконным Решение Департамента городского имущества города Москвы об отказе заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка в Москве и обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушение прав заявителя , совершив необходимые действия по оформлению земельно-правовых отношений в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Интересы собственника недвижимого имущества представлял адвокат Сергей Москаленко.

Правовая позиция по данному делу заключалась в следующем. Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.

Решением Департамента городского имущества города Москвы, оформленного письмом Заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее — Решение).

В дальнейшем Заявителю было направлено предписание Управы, оформленное письмом, в котором указано, что на части земельного участка расположены объекты капитального строительства, и по мнению Управы указанные объекты созданы на земельном участке, не отведенном для целей строительства или реконструкции в порядке незаконном использовании и Заявителю было предложено освободить незаконно занятый земельный участок и демонтировать объекты.

На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» (далее -Положение о ДГИ), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.

В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-1111 утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом.

Предоставление государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» регламентировано приложением 21 к указанному постановлению (далее по тексту — Административный регламент).

Заявителю было сообщено об отказе в предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.4.1 Административного регламента.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Подпункт. 17 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке.

В соответствии с п. 12 указанной нормы при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе:

1)подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2)подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

3)принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать.

Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.

Пункт 7 Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, когда уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Подпункт 5 п. 13 данной нормы предусматривает, что в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются помимо прочего: право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.

Пункт 16 Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусматривает, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов).

В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2)земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3)земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 31 статьи 24 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» приглашает собственников недвижимого имущества в Москве обращаться в бюро в случае отказа в оказании ДГИ г. Москвы государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка».

Бесплатная консультация