За долги Спецстрой (ФГУП) ответит Министерство обороны РФ (субсидиарная ответственность)
Адвокат Сергей Москаленко на постоянной основе защищает подрядчиков ФГУП при Спецстрое России в арбитражных судах РФ по искам о взыскании задолженности.
Напомним, 28 сентября 2017 года закончилась формальная процедура ликвидации Спецстроя России. Все ФГУП при Спецстрое России получили «нового» учредителя — Министерство обороны Российской Федерации.
Сейчас, идет процесс активного банкротства ФГУПов при Спецстрое России, в частности в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Только в АСГМ в 2018 году запустят более 10 процессов по банкротству ФГУПов.
По нашему мнению, само по себе включение неисполненного денежного обязательства в третью или четвертую очередь удовлетворения реестра требований кредиторов ФГУП при Спецстрое не решает задачу получения денежных средств в ближайшей перспективе.
Сейчас мы готовим исковые заявления в Арбитражный суд города Москвы к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженности ФГУП при Спецстрое России.
Еще совсем недавно суды отказывали во взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности в порядке субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК РФ), ссылаясь на п.5 ст.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», что заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.
Однако, адвокат Сергей Москаленко предъявляет в таких случаях суду следующую выработанную им правовую позицию исковые требования предъявлены не к контролирующим должника лицам в порядке ст.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», включая Министерство обороны Российской Федерации, не учредителям и органам управления должника, а к государству – Российской Федерации за счет казны в лице соответствующего уполномоченного органа – Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации выступает не как самостоятельный Ответчик по своим материально-правовым обязательствам, в т.ч. в качестве контролирующего первоначального должника лица, а как государственный орган, в силу Закона представляющий государство – Российскую Федерацию (п.1 ст.125 ГК РФ).
Основанием иска является не действие (бездействие) Министерства обороны Российской Федерации по отношению к учрежденному им лицу — Спецстрой России как учредителя и контролирующего лица, приведшие должника — ФГУП при Спецстрое России к банкротству, а неисполнение государством – Российской Федерацией – принятых на себя федеральными законами расходных обязательств федерального бюджета по полному финансированию расходов в области обороны, включая государственный оборонный заказ.
Таким образом, исковые требования о субсидиарной ответственности находятся вне рамок процедуры банкротства ФГУП Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, подлежат рассмотрению в общем порядке искового производства, а не в рамках дела о банкротстве.
Адвокат Сергей Москаленко приглашает кредиторов ФГУП при Спецстрое России обращаться по вопросу правовой помощи по привлечению к субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ через Арбитражный суд города Москвы.